ИСТОРИЯ

Идеи зАиБи уходят корнями в глубокую древность. Яркими представителями АиБи считаются Гомер, Шекспир, ВанГог и другие неперсонифицированные до сих пор или неизвестные в своё время авторы.
Теория АиБи достаточно полно изложена Киниками, Аристотелем, Лао Цзы, Кантом... Если же говорить о локальной вспышке АиБи в 1990-е годы в России, то её историю каждый участник процесса представляет по-своему, привязывая хронологию к его личному соучастию. Поэтому не существует и не должно существовать единой хронологии зАиБи.
Трехэтапный вариант хронологии, представленный здесь, - грубая схема.
На самом деле у каждого живого человека своя история зАиБи!

1. Самоидентификация
Возникновение в коллективном творческом компоте конца 1980-х - начала 1990-х сообщества, участники которого осознали анонимность и бесплатность, как творческий метод и гарантию творческой свободы, сформулировали основные положения заибической теории и занялись их сознательным внедрением в свою художественную практику.
Свою принадлежность к идеям зАиБи в начале 1990х в разной степени манифестировало 5-10 человек. Границы этого сообщества были весьма размыты, поскольку с самого начала принадлежность к зАиБи не предполагала какого либо членства и другой формализации. В этой среде родились 6 правил, манАфест, несколько лозунгов (ссылки).
Заибическая практика всегда опережала теорию, поэтому формирование заибического самосознания в начале 1990-х было не началом зАиБи, а концом первого этапа, к которому следует отнести активность нескольких творческих групп и отдельных художников. Основное направление поиска того времени - все формы спонтанного творчества (музыка, театр, живопись, текст...). После формирования заибического самосознания направленность деятельности заибически настроенных активистов сместилась в область заибической агитации по содержанию и коллажированию по форме. Освоение путей деперсонализации творчества пришло на смену индивидуальному художественному жесту.

2. Диффузия
К 1994 году большая часть участников группы увлеклась параллельными проектами и отошла от активного участия в проектах зАиБи. К этому времени идеи зАиБи получили некоторое распространение в обществе, причем не столько в художественной среде, сколько среди молодежи, занятой различными формами околохудожественной самореализации. В заибической теории новая генерация нашла обоснование собственной правоты во времена реставрации идолостроения и коммерциализации общества.
Основное направление деятельности в этот период - тексты, графика, киноопыты, музицирование - отличались кустарностью и антитехнологичностью (серая бумага с рваными краями и подтёками клея, царапины и кляксы на плёнке, щелчки и шип на ленте...).

3. Анархокраеведение
На этом этапе идеи зАиБи были приняты несколькими панк-тусовками и, слившись с их собственными мифологиями и панкрок-проектами, воплощены в повседневной художественной и социальной активности. В 1997 году новая волна зАиБи манифестировалась как анархо-краеведение - творческое освоение брошенных антропогенных пространств - физических (недостройки, руины, карьеры...) и интеллектуальных (анархизм, революция...). Основная деятельность - уличные акции, обычно сопровождающиеся панкроком и шумоизвлечением из подножного.

На всех этапах заибическая активность отличалась гиперактивностью и оптимизмом, небрежением целями и средствами, открытостью и изобретательностью. Традиционным ежегодным смотром заибической активности был (и остаётся) День Неизвестного Художника - Первомарт. В этот день сознательные заибисты организовывают более-менее массовые игрища с привлечением всех желающих. В этот день люди, заочно знакомые с теорией и практикой заиби, получают возможность оценить атмосферу и эмоциональный фон заибического обстояния.

К 2000 г. в обстановке общенациональной усталости, победы госкапитализма и общей деидеализации действительности деятельность групп зАиБи постепенно стихала. Многие активисты движения создали творческие группы, действовавшие в различных внезаибических областях, никогда, впрочем, не порывавшие с заибическими корнями.

К этому же времени зАиБи как явление уже получило заметный благожелательный резонанс не только в богемной медиа и культуроведческой среде, падкой на всякого рода экзотику, но и в здоровых слоях общества.
Несоответствие складывающегося мифа о зАиБи фактическому положению дел требовало разрешения - 1 марта 2001 года московские мастерские анонимного и бесплатного искусства заявили о самороспуске.
Но уже действовали группы и отдельные активисты в СПб, Краснодаре, Алма-Ате, Туле, Ростове...
И сейчас, наверное, действуют... В том числе и а Москве.

Товарищ! Не заибические самосознание и символика двигают историю зАиБи, а практическое соучастие в вечном и бесконечном процессе свободного творчества, бессмысленного и беспощадного.
Удачи!


Смотри также:
Первомарты
Самороспуск

Отдельные вехи истории зАиБи представлены также в разделах "Теория" и "Практика".


Контакт: zaibi@yandex.ru




в начало