АНАРХОКРАЕВЕДЕНИЕ. СОБИРАТЕЛЬСТВО


Эмблема ДвУРАК АНАРХОКРАЕВЕДЕНИЕ

Анархокраеведение - свободное коллективное освоение пространства в быстром темпе пешим порядком или другим простым способом в поисках необычных ландшафтов и объектов, как правило, неприспособленных для комфортной жизни и отдыха: руины, пепелища, полигоны, свалки, болота, промобъекты (в т.ч. действующие)...
Анархокраеведение - поиск своего особого места в пространстве. Является метафорой поиска творческой индивидуальности вообще.

Организационная сторона анархокраеведения - более-менее упорядоченное движение по более-менее определенному маршруту. Конечный пункт для анархокраеведа не является целью путешешествия - от 10 до 70% участников (включая организаторов броска) по разным причинам его не достигают. Субординация в группе отсутствует. Никто ничего не должен. Отстающих, значительно осложняющих движение (как правило это сильно пьяные), оставляют в безопасных местах. Обычная туристическая атрибутика - палатки и снаряжение, песни у костра и сам костер, чай, тушенка... - не практикуется.

Познавательная и оздоровительная цели не преследуются. Единственная цель анархокраеведческого броска - переживание смены сред и ситуаций. При всей внешней суровости анархокраеведческого броска обычный темп - 20-25 км. за ночь вполне выдерживают даже случайные неподготовленные участники и участницы в городской обуви.
Стационарная форма анархокраеведения представляет собой освоение какого-либо точечного объекта. Освоение среды сопровождается электрическим панк-роком и/или звукоизвлечением из имеющегося хлама, а также любыми развлечениями, которые подскажет место.
Анархокраеведение, как выход художника на территории, свободные от цивилизации, отвергнутые ею за ненадобностью, практиковалось заибистами ещё в начале 1990-х

зАиБи 1990 - 3 дня - Руины зАиБи 1990 - 3 дня - Лед

1-3 марта 1990 г. Концерт
в руинах недостроя
и ночная прогулка по льду Химкинского вдхр.
в рамках фестиваля
"Три дня независимости"

Жидкий театр - 4

1991 г. Хэппенинг "Жидкий театр"
в торфянниках Шатурского р-на Московской обл.

С 1996 года все заибические мероприятия, за исключением, разве что, видеопоказов, проходили в анархокраеведческом духе.

зАиБи-ДвУРАК-97 - Фильтрация 1 зАиБи-ДвУРАК-97 - Фильтрация 2

1997 г. Акция "Фильтрация" на законсервированных Люблинских полях
аэрации.
См. видеохронику "Прогулки раненых"

зАиБи-ДвУРАК-96 - Каркасы 1

1996 г.
Смотр-слет
зАиБи-Двурак
на месте культового долгостроя
1952-2006 г.

зАиБи-ДвУРАК-99 - Железо 1999 г.
Акция "Железо".
Москва,
Чертаново Северное.
зАиБи-ДвУРАК-97 - Пожар Революции 1997 г.
Акция
"Пожар революций"
зАиБи-ДвУРАК-99 - Катакомбы 1 зАиБи-ДвУРАК-97 - Катакомбы 2

1999 г. Акция "Катакомбы". Каменоломни
Подольского р-на
Московской области

История анархокраеведения, в т.ч. заибического, заслуживает отдельного информационного ресурса. Здесь только обозначены его роль и место в общем потоке зАиБи.

См. также Первомарты и Уличные акции



СОБИРАТЕЛЬСТВО

Заибическое собирательство исходит из следующих соображений:
1. Первичный творческий импульс в жизни встречается так же часто, как и в музеях.
2. Искусство видеть - важный жанр заибического творчества. Без него вообще ничего не получится.
3. Не важно, кто это сделал, важно, что получилось! Поскольку интеллектуальной собственности не бывает, всё, что мне нравится - моё. Не в плане собственности, а в плане авторства. Узнав, что кто-то уже сделал то что он задумал, заибист радуется, что можно хоть этим-то больше не заниматься и взяться за что-то другое - новое и неизвестное. Собирательство это свободный обмен продукцией свободного творчества.

Поэтому заибисты внимательно смотрят по сторонам.
Найти АиБи в окружающем мире так же почетно, как его произвести, но намного проще - его ведь кругом полно.

Стены и заборы
Основу серии "Стихийная живопись на стенах хозпостроек" составили слайды стен трансформаторных подстанций в Чертаново (Москва), на которых маляры перед выходом на работу раскатывали валики и пробовали колера. Самозародившиеся таким образом композиции не имеют автора, но обладают всеми признаками монументальной живописи.

зАиБи - Стены и заборы 3  - Стены и заборы 5 Стихийная живопись
на стенах хозпостроек.
Москва. Чертаново. Фотофиксация 1990 г.
Впоследствии в серию были включены и более традиционные текстовые композиции. Надо учитывать, что в начале 1990-х грффити в сегоднящнем смысле не существовало. Декоративное начало умышленно отсутствовало как в шрифтах, так и в рисунках. Сложные композиции возникали только в результате независимой работы многих участников, тянувшейся годами от ремонта до ремонта. Стенопись тех лет не была техничным, продуманным и ответственным делом, как граффити 2000-х. Это были стихийные анонимные плевки на спину мира, застывавшие причудливыми стечениямии. Просто. Дико. Случайно.

зАиБи - Стены и заборы 4 зАиБи - Стены и заборы 4 Графика на стенах хозпостроек.
Фотофиксация 1990 г.

То же. Конец 1990-х.
Стихийная уличная стенопись впоследствии фрагментами включалась в видеоработы мастерской АиБи им. П.И. Чайковского. зАиБическая стенопись была обычным атрибутом заибических акций.

зАиБи - Трэш - кадр зАиБи - Солдат Президента - кадр Стена зАиБи - Танкопись Кадры из видеоминиатюр
"Трэш"
"Солдат президента"
из Видеохроники
"Там и тогда, где и когда..."

Транспортная пропись

Другим предметом охоты собирателей-заибистов были текстовые миниатюры, писавшиеся неизвестным автором на стенах вагонов метро, троллейбусов и автобусов в конце 1990-х. Короткие тексты, часто заимствованные, без подписи, написанные крупной школьной прописью, были сюжетно независимы от объективной действительности и друг от друга. Всё это очень напоминало заибические выпуски "Сто цветов".
Заибисты восприняли эту акцию как свою. Учитывая, что мобильной техники тогда в обиходе не было, а специально охотиться за документом в зАиБи не принято, случайно увиденные миниатюры переписывались и зачитывались соратникам по телефону. Подлинный документ в Архиве имеется только один.

зАиБи - Транспортная пропись - Оригинал
Транспортная пропись на объявлении в троллейбусе (оригинал).
Конец 1990-х.

зАиБи - Транспортная пропись 1
зАиБи - Транспортная пропись 2
зАиБи - Транспортная пропись 5 Транспортные прописи
в списках.
Конец 1990-х.
зАиБи - Транспортная пропись 3 зАиБи - Транспортная пропись 4 Кто-то из собирателей свидетельствовал, что однажды видел и самого автора надписей в метро - тот не выглядел вполне здоровым - больше об этом человеке ничего не известно, и это прекрасно!

Произведения традиционных форм искусства из секции собирательства.
Многие подлинно заибические работы, хранящиеся в Архиве, были подобраны на улице. От того, что изобразительные решения, взятые художественным авангардом 20-го века из повседневности, обосновались в лучших музеях мира, в мире бьющей ключом обыденности их не стало меньше. Некоторые из представленных в Архиве работ в первой жизни уже выполняли эстетическую функцию (Красный квадрат, Портрет неизвестного, Смерть гармониста), другие были шлаком цивилизации (Крыло, Дракон). Для заибиста все равны независимо от происхождения.

зАиБи - Красный квадрат Красный квадрат в деревянной раме
51 х 52 см.
Нитроэмаль, фанера.
Найдено
в начале
1990-х. Предположительно фрагмент предмета мебели.
зАиБи - Крыло Крыло
40 х 50 см.
Нитроэмаль
по металлу.
Найдено
в 1989-91 г.
зАиБи - скульптура Дракон Дракон
30х30х27 см.
Чугун.
Найдено
в конце 1980-х

Эти работы не имеют автора в общепринятом смысле. Они случились сами, без чьего-либо осознанного художественного усилия. Первым творческим актом в их жизни стало заибическое видение собирателя, нацеленное на любой объект, способный нести культурную нагрузку.

зАиБи - Портрет неизвестного Портрет неизвестного
78 х 61 см. Гуашь по кровельной жести.
Найдено в конце 1990-х.

В отличие от предыдущих трех работ "Портрет неизвестного" является очевидным продуктом сознательного творческого акта человека, умевшего работать кистью. Портрет был изображен на стальном листе, которым была обита дверь в электрощитовую одного из московких театров. Во время ремонта дверь была снята на выброс, а стальной лист оторван и передан в Архив собирателями-заибистами.
Заибист не искусствоведа и не коллекционер. Его не интересует ни личность автора, ни время-место-обстоятельства создания работы. Для заибиста сопереживание неизвестному автору несоразмерно важнее любой бюрократии. Если автор работы известен, для её же блага его следовало бы забыть.

зАиБи - Смерть тракториста Смерть гармониста
120 х 85 см.
Гуашь, карандаш, аппликация по оргалиту.
Найдено в начале 1990-х.

Еще один пример стихийного отчуждения авторства. Работа выставлялась на полуофициальной выставке новых художников, организованной Молодежным клубом ГлавАПУ, но после выставки эта работа по неизвестным причинам осталась невывезенной. Спустя полгода здание шло под снос и было разорено. Работа была взята в Архив.

Процесс творчества и его результат могут не иметь ничего общего. Творчество слепо и безлико. Пространство и время плавают в его корпускулярно-волновом бульоне и только за счет него живы. Процесс творчества - волны, продукт творчества - корпускулы. А само творчество - где-то между ними в постоянном прорастании одного в другое. Когда-то со мною СЛУЧИЛОСЬ, а когда-нибудь я случайно встречу ЭТО. Между ТЕМ творчеством и ЭТИМ продуктом больше чем связь - ЭТО ОДНО И ТО ЖЕ! Большую часть жизни человеку нечего сказать. Всё, что он может произвести на свет в это время либо культурный мусор, либо более-менее удачные копии прошлого опыта своего или чужого. Но жить без творчества нельзя или очень трудно. Поэтому во время внутренней немоты человек сотворчествует окружающему миру, слушая его речи (ведь кто-то где-то обязательно творит), и радуется этому. Это и называется СОБИРАТЕЛЬСТВО.

Контакт: zaibi@yandex.ru




в начало