ПРАКТИКА. Аудио

Заиби много работало со звуком. Не ограничивая себя жанровыми рамками, заибисты провели музразведку в панке, в электро, в симфоавангарде, в свободном джазе и во всём другом. Пришли, увидели и ушли. Оставив многие часы аудиоопытов, частично представленные здесь.

Периодизация заибического звукотворчества по преобладающему жанрово-стилистическому направлению в общих чертах совпадает с этапами истории зАиБи, поскольку стилистические предпочтения определялись наиболее продуктивными на какой-то период времени мастерскими и отдельными персонажами.
На рубеже 1980-90-х это был свободный джаз и наивный авангард, в середине 90-х - студийные коллажи и монтажи, со второй половины 90-х - панкрок.
Но помимо заибического мэйнстрима в заибическом звукотворчестве всегда было место для эксперимента в любых жанрах и стилях.

Концерты
Особо почетное место в концертной деятельности зАиБи имеют два случая: "Фашистов и буржуев на..." и концерт в поддержку чего-то на Пушкинской площади. На первом мероприятии зАиБи, присутствуя на всех афишах и в рекламной продукции, не дошло до сцены из-за обилия жедающих поиграть настоящую музыку. Заибисты увидели в этом урок того, как можно быть известными музыкантами сохраняя полную неизвестность. На втором заибистам отключили звук на первой же минуте по причине его очевидной антихудожественности. Демонстрируя своё мастерство на различных общечеловеческих мероприятиях, заибисты всегда сочувствовали зрителю и старались облегчить его страдания. Концертная практика зАиБи очень быстро обрела следующие особенности: - концерт для самих себя - зрители либо отсутствуют вовсе, либо их число ничтожно. Это позволяет исполнителям выключить червя объективного сомнения и сосредоточиться на выступлении; - проведение выступлений в местах настолько странных (стройки, катакомбы, подземные коллекторы...), что само по себе выступление теряет самостоятельный смысл, становясь частью одноразового хэппенинга. Дополнительная сюжетная нагрузка (костюмирование, плакаты, спонтанная активность многое другое) уничтожала сами понятия "концерт", "выступление", заменяя их более адекватным термином "мероприятие".
Довольно быстро осознав свою сценическую несостоятельность (отрицание ценности технических навыков превращало их выступления в театр абсурда, несовместимый с любым предложенным форматом мероприятия), заибисты тяготели к студийным проектам, тем более что эта форма позволяла легко избежать персонификации.

Студийные проекты
Аудиопроекты зАиБи можно назвать студийными только потому что они сделаны не на публичных выступлениях. Работать в студии заибисты не могли и не любили. Все альбомы записывались дома, на коленке, в теплой дружественной обстановке с привлечением большого количества участников, в том числе случайных. Записи не делались, а как-то сами складывались. Но, поскольку заибист никуда не торопится, на это уходили годы. Предлагаемые здесь работы не представляют всю заибическую аудиокультуру и не являются какими-либо образцами или "типичными представителями". Они являются случайными примерами звукотворчества с опорой на концепцию АиБи.
Не существует какого-либо специального заибического стиля или музыкального направления, есть только свободное звукотворчество, протекающее в соответствии с Шестью правилами.
А жанры, стили и качественная оценка продукта - изкустовведческая ересь.


зАиБи - Вести с Полей

"Вести с Полей". 1989
Мёртвая сторона (19:31)
Живая сторона (21:29)
Скачать трэйлер (4:12)
Скачать полностью

Так же, как и "Ленин и Сталин" (см. ниже) запись относится к предзаибическому времени, но именно в этих опытах рождались и проверялись идеи зАиБи.
В общей сложности в записи принимало участие больше 20 человек и нерегистрированное множество разных звучащих приспособлений. Спонтанное музицирование и коллективная безответственность - основные пути воплощения теории АиБи в звукопрактику того периода. Сэмплы, многодорожечная запись и наложение трэков не используется. Только в три трэка записаны с однократным наложением. Стилистически запись можно характеризовать как наивный авангард.
С 1996-97 года в рамках программы деидентификации заибической продукции аудиозаписи некоторых мастерских зАиБи стали выходить без названий, с присвоением номера. Номер был тоже довольно условным, поскольку не обязательно соответствовал хронологии. С этого времени аудиопродукция зАиБи из альбомов превратилась во что-то вроде аудиопериодики.

зАиБи - 08

08 (46:52)
Скачать трэйлер (3:51)
Скачать полностью

Оживление сэмплерной записи путем ручной регулировки каждого звука по громкости и во времени, а также добавлением разнообразных случайных факторов. Трудоемкость процесса и переделки трэка "Медленный танец" растянули выпуск записи на долгие годы. Финальная 20-мин. аудиотекстовая медитация на тему АиБ искусства является саундтрэком одноименной видеохроники. Включена в аудиовыпуск, поскольку обычная атмосфера заибического видеопросмотра не позволяет погрузиться в её тщательно выверенный звуковой мир.
Коллажи
Коллажи стали новым увлечением заибистов после угасания коллективного звукоизвлечения первых лет. С точки зрения теории АиБи именно коллаж позволяет достичь максимальной степени деперсонализации автора. Авторство провисает где-то между авторами-исполнителями использованных фрагментов и производителем монтажных работ, чья роль как автора, вообще труднодоказуема.

зАиБи - 05

05 "Пластинки и Катушки"
(1:42:23)

Скачать трэйлер - часть 1 "Пластинки" (3:51)
Скачать трэйлер - часть 2 "Пластинки" (3:51)
Скачать полностью

Ретро аудиоколлаж. В записи использованы фрагменты пленочных записей и пластинок (преимущественно 78 об/мин) из домашних архивов 1950-60 годов. Помимо колоритного материала и его исполнения, важным элементом записи являются пленочные и виниловые шумы и артефакты, создающие специфический колорит эпохи доцифровой звукозаписи.
Начиная с альбома 05 появилась заибическая идея отказа от датировки записей (саморастворение во времени). Этот приём не носил всеобщего и обязательного характера (ничего обязательного), но приветствовался.

зАиБи - Серый Закат

Серый Закат (1:28:46)
Скачать трэйлер (8:57)
Скачать полностью

В записи использованы эфирные трансляции трех дней путча августа 1991 г., сведенные в динамичную историю самоликвидации СССР. Параллельно (в другом канале) звучат революционные песни и другие фрагменты аудиокультуры социализма и вообще, что позволяет записи балансировать между трагедией и фарсом. Каждый канал можно слушать по отдельности. Интересно, что тексты организаторов путча в наше время практически один в один пересказываются любыми хранителями власти.
Ленин и Сталин
Тексты, взятые за основу аудио- и видеоминиатюр, в 80-е звучали очень жестко. Сейчас это просто сказки для взрослых. Очень взрослых. В работе над этим альбомом формировались и формулировались идеи зАиБи. Впоследствии, на гребне заибической активности 1990-х годов сюжеты "Ленин и Сталин" использовались видеоработах, новые миниатюры печатались в заибической прессе, включались в аудиовыпуски.

зАиБи - Серый Закат

Ленин и Сталин (1:43:26)
Скачать трэйлер (5:53)
Скачать полностью

Концепция записи - мифология добри и зла, персонифицированных в главных героях эпопеи. Текст читает автор.
По мере освоения архивов здесь будут представлены и другие аудиоработы мастерских зАиБи.


Контакт: zaibi@yandex.ru




в начало